Графская пристань Если Вы севастополец, то где бы Вы ни оказались сегодня, у Вас есть возможность прикоснуться к частице Севастополя — нашему сайту. Станьте нашим соавтором. Расскажите нам о себе, о том, чего Вы добились в жизни. Давайте вместе порассуждаем о судьбах нашего города. Пишите нам!  
 

Главная

Новости

О сайте

Поиск по 

   
 
Рубрики

Military Крым, избранное

Будущее города

Взгляд на проблему

Воспоминание о будущем

Всё о спорте

Геральдика Крыма

Город и экономика

Горячие новости

За Победу!

Исторический экскурс

История

Клуб «Литера»

Краткие сообщения

Крымская война. Раритет

Крымский ренессанс

Мир приключений

Неведомое

О чем говорят

Позиция

Природа и экология

Рекламный вестник

Соотечественники

Студенческий билет

Тайны Крыма

Флот и город

Экология души

Юмор

Фотогалереи

За Победу!

История

Карикатуры

Люди

Природа

Репродукции

Флот

Фото-юмор

Фоторепортаж

Для авторов

Зарегистрироваться

Опубликовать статью

Добавить фотографию

31.05.2006

Крымский ренессанс

Фотография автора

Ингерова Елена

Музыковед

г. Севастополь

 

 

О, сколько музыки у Бога...

Соприкосновение

О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле


Александр Блок

В литературе, живописи, музыке всегда были, есть и, очевидно, будут Имена, влияние которых не ограничивается какими-то, пусть и обширными, рамками. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно произнести — Пушкин, Гомер, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Бах, Бетховен… Среди этих Имен — Вольфганг Амадей Моцарт, легкий гений ко-торого светит нам, маня и волнуя.
Подтверждение тому 2006 год, объявленный ЮНЕСКО годом Моцарта.

Он родился 250 лет тому назад (1756 г.) в австрийском городе Зальцбурге, обессмертив этот город. Сейчас Зальцбург — это Мекка, куда на конкурсы, фестивали, да и просто для того, чтобы побродить по улочкам, по которым бродил когда-то Вольфганг Амадей Моцарт, съезжаются выдающиеся музыканты, композиторы, любители музыки.
Отец композитора — придворный музыкант зальцбургского архиепископа — Леопольд Моцарт мечтал о том, что его сыну удастся добиться успеха и славы, всего того, чего не смог достичь он сам. Вольфганг оправдал надежды. Начиная с 6-лет, он вместе с сестрой и отцом совершает турне по странам Европы, турне, растянувшееся на три года. Успех юного музыканта был феноменальным. Европейские газеты писали о юном виртуозе и импровизаторе, называя его «чудо-ребенком», «солнечным гением». Более 20 лет Вольфганга вел по жизни отец. Он был его учителем, банкиром, он составлял ему распорядок дня, договаривался о концертах и заказах.
Первые произведения Моцарта были изданы в Париже, автору в то время — 7 лет. К 15 годам уже написаны 4 оперы и множество инструментальных произведений…
С 1781 год Вольфганг Моцарт, оставив службу у зальцбургского архиепископа, живет в Вене. Он избрал путь свободного художника, путь полный трудностей и лишений. Именно в это десятилетие Моцарт достигает вершин композиторского мастерства. За неполные 36 лет жизни им созданы произведения, охватывающие все без исключения жанры и формы, существовавшие в музыкальном искусстве той эпохи. Крепко связанный с музыкальными традициями, Моцарт-новатор оставил далеко позади своих современников, подготовив почву для творческого рождения Бетховена, романтиков XIX века.
В характере Моцарта соединялись черты, казалось бы, несовместимые: бесшабашное веселье и глубокий трагизм, возвышенное и земное. Два произведения, созданные композитором перед смертью, так же полярно противоположны. Первое — опера «Волшебная флейта» — светлая философская сказка, премьера которой состоялась при жизни автора. Второе – «Реквием» (композитор его завершить не успел и работу, используя черновые наброски своего учителя, закончил Зюсмайер) написан на обычный латинский текст заупокойной мессы. Но «Реквием» выходит далеко за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает мир человеческих чувств и переживаний, драматизм душевных конфликтов, грандиозную картину страшного суда, великую скорбь по утраченным близким, любовь и веру в человека.

После смерти о Моцарте не осталось никаких материальных напоминаний. Несколько посмертных гипсовых масок, по какой-то нелепой случайности разбились, ни один из прижизненных портретов не отражает достоверно его облик. Они совершенно не похожи один на другой. Неизвестна и могила композитора. Он был похоронен в Вене на кладбище святого Марка в общем захоронении. Со временем могилу сравняли с землей. Жизнь Моцарта продолжается в его гениальных произведениях.
Как писал великий Микеланджело Буонаротти в одном из своих сонетов:

Творенье может пережить творца.
Творец уйдет, природой побежденный,
И только образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца.

Личность Моцарта, события его жизни, тайна смерти и, конечно, музыка явились источником вдохновения для многих литераторов — писателей и поэтов. «Моцарт и Сальери» — одно из драматических произведений Александра Сергеевича Пушкина — основано на легенде о том, что смерть Моцарта была насильственной, что его отравил А. Сальери, известный в ту пору музыкант. «Гений и злодейство» — главная тема драмы Пушкина. О музыке Моцарта он пишет: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог…» Пушкин убежден, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Моцарт привлекал особое внимание и Анны Андреевны Ахматовой. «Когда бы все так чувствовали силу Гармонии» — эти пушкинские строки можно смело отнести к великой поэтессе. Писатель И. Бражников вспоминает о том, что, беседуя о Моцарте, Сальери, их окружении, Анна Андреевна поразила его знанием предмета разговора. «Казалось, что ей ведомо было решительно все не только о духе эпохи и ее представителях, но и самомалейшие детали, относящиеся ко всем областям их деятельности». Вообще, тема Музыки, как одного из основных творческих импульсов, постоянно присутствует в стихах Ахматовой:

Подумаешь, тоже работа —
Беспечное это житье.
Подслушать у музыки что-то
И выдать потом за свое…

Или
И музыка со мной покой делила,
Сговорчивей нет в мире никого,
Она меня нередко уводила
К концу существованья моего.

Таковое пристрастие к музыке очевидно и у Бориса Леонидовича Пастернака. Выдающийся пианист Г. Нейгауз писал: «Если музыкальное начало поэзии (как и поэтическое начало музыки) можно сконденсировать в образе человека…, то такого рода конденсацией был бы Борис Леонидович Пастернак».
Действительно, Б. Л. Пастернак вспоминал, что в их семье поклонялись музыке и живописи. Да и сам Борис Леонидович готовился стать музыкантом. Даже после выхода в свет двух его первых сборников, о нем вспоминали как о музыканте…

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифму просится…

Он, стремится дать определение поэзии — и вспоминает Моцарта:

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт Фигаро
Низвергается градом на грядку.

Цель этой статьи не только в том, чтобы в юбилейный год восславить личность и музыку Моцарта, но и в попытке осознать, насколько гений такой величины воздействует на потомков. Он дает импульс к творчеству, в какой бы области оно не реализовывалось.
О том же и Пастернак:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.




 

 

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

количество посещений: 974

 

 
Назад в рубрику Назад в рубрику Предыдущая статья Предыдущая статья   |


ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

 
 

Если прочитанная статья не оставила Вас равнодушным, и Вам есть, что сказать, поделитесь своей точкой зрения, оставьте комментарий.

ФИО:*

 

Город:

 

Вид деятельности:

 
 

Введите код:
(Внимание! Буквы и цифры следует вводить в английском регистре)

   
    *Поле обязательное для заполнения  
Введите свой комментарий:
   

 

количество оставленных комментариев: 0