Графская пристань Если Вы севастополец, то где бы Вы ни оказались сегодня, у Вас есть возможность прикоснуться к частице Севастополя — нашему сайту. Станьте нашим соавтором. Расскажите нам о себе, о том, чего Вы добились в жизни. Давайте вместе порассуждаем о судьбах нашего города. Пишите нам!  
 

Главная

Новости

О сайте

Поиск по 

   
 
Рубрики

Military Крым, избранное

Будущее города

Взгляд на проблему

Воспоминание о будущем

Всё о спорте

Геральдика Крыма

Город и экономика

Горячие новости

За Победу!

Исторический экскурс

История

Клуб «Литера»

Краткие сообщения

Крымская война. Раритет

Крымский ренессанс

Мир приключений

Неведомое

О чем говорят

Позиция

Природа и экология

Рекламный вестник

Соотечественники

Студенческий билет

Тайны Крыма

Флот и город

Экология души

Юмор

Фотогалереи

За Победу!

История

Карикатуры

Люди

Природа

Репродукции

Флот

Фото-юмор

Фоторепортаж

Для авторов

Зарегистрироваться

Опубликовать статью

Добавить фотографию

11.04.2006

Крымский ренессанс

 

Терентьева Екатерина

Оперная певица, член союза театральных деятелей, руководитель креативного кластера «Музыкальное наследие»

г. Симферополь

 

 

Примадонна из Севастополя

…На прослушивании в Киевском академическом театре оперы и балета она блестяще спела Аиду, Лизу и Тоску. Бурные аплодисменты Художественного совета и оркестрантов свидетельствовали — столица Советской Украины обрела настоящую примадонну. Ее Тоска была особенно хороша…

Это событие произошло в далеком 1934 году. Имя примадонны было известно всему Советскому Союзу – Оксана Петрусенко. Звездной стала для певицы декада украинской литературы и искусства, что проводилась в Москве с 11 по 23 марта 1936 года. В воскресенье 22 марта в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча И.В.Сталина с украинскими артистами. Газета «Більшовик» от 23 марта 1936 года поместила статью-рассказ О.Петрусенко «Самый счастливый день в моей жизни». Из огромной делегации украинских певцов и певиц только трое удостоились чести быть лично принятыми Сталиным. Два певца и одна примадонна — Петрусенко. На приеме присутствовали К. Е. Ворошилов и С.М.Буденный, который сообщил Оксане Андреевне о намерении советского руководства отправить ее в Италию. Поездка в Милан планировалась на осень. Но в Европе разворачивался другой театр — театр военных действий, и международные события помешали итальянцам услышать нашу «Аиду»-Петрусенко. А ведь по свидетельству знатоков и ценителей оперного искусства Аида в ее исполнении была шедевром.

Города России, в оперных театрах которых развивался талант певицы — Казань, Екатеринбург, Самара — гордились О.Петрусенко-Аидой. В Самаре ее так и прозвали — «Аида». Рабыня и дочь царя гармонично соединялись в ней. Недаром казанские знатоки оперы, (а уж им-то, землякам Шаляпина, посчастливилось слушать лучшие голоса не только русских певцов, но и зарубежных гастролеров), говорили, что даже великий Верди мог бы заслушаться пением Оксаны Петрусенко. Не раз она сама говорила, что образ Аиды очень близок ей и, играя эту героиню, она забывает обо всем на свете. Любовь к страдающей родине — вот главный нерв этой одной из лучших вердиевских партий сопрано.

Но мало кто знает, что родина самой певицы — это город-герой Севастополь. Ксения Андреевна Бородавкина (Оксана Петрусенко — сценический псевдоним певицы, которым нарек ее муж, режиссер Херсонского музыкально-драматического театра, где в начале 1919 года она спела свой первый спектакль) родилась в Севастополе в 1900 году. Это стало известно совсем недавно. Сотрудник государственного архива Севастополя Д. П. Шевякина установила дату рождения и крещения выдающейся певицы. (Ее отец А. Бородавкин родился в Харьковской губернии,и это давало повод долгое время считать местом ее рождения родину отца). Регистрационная книга церкви Всех Святых в Севастополе донесла до нас истину. Обряд крещения совершил священник Андрей Григорьев. Семья матери, Кулешовы, переехала в Севастополь из Орловской губернии.
Дедушка Иван плотничал в порту. В годы революции 1905 года он был арестован по подозрению в связи с большевиками. Бабушка Евдокия вела нехитрое домашнее хозяйство. Мать Ксении Мария Ивановна работала по найму. Семье жилось нелегко. Отец умер, едва девочке исполнился годик. По воспоминаниям родственников будущая певица свой голос унаследовала от отца. Он замечательно пел украинские народные песни. Море и солнце Севастополя наполнили голос Ксении удивительной, неповторимой звонкостью, присущей только южным голосам, подобно итальянским, что позволяло сравнивать его с голосами знаменитых певиц — итальянок Марии Гальвани и Амелиты Гали Курчи. Огромная трудоспособность и упорство, с каким она занималась музыкальным самообразованием, позволяют сравнить Петрусенко с великим волжанином Шаляпиным. Как и Федор Иванович, она не получила ни гимназического, ни консерваторского образования. Как и он, свои театральные странствия начала в юности в малороссийских музыкально-драматических труппах, которые были для нее и университетами, и консерваториями. В своих воспоминаниях «Неутомимый учитель» о великом украинском актере П. К. Саксаганском народная артистка УССР О.А.Петрусенко вспоминает любимую строфу своего учителя из Гете:

«Кто мысленно в предмет
до глубины не вникнет,
Того и мастером толпа не назовет,
Где правит ум, там бойкость не возьмет
И семя без сохи до почвы не проникнет».

Когда Петрусенко спела в концерте на 40-летии МХАТ, к ней подошел сам В.И.Немирович-Данченко и сказал, что ее пение доходит к самому сердцу. «Я поверил в ваше искусство», — добавил мэтр русского театра.
…Самые первые шаги в пении она сделала в хоре Покровского собора Севастополя и в самодеятельном хоре Георгия Загало. Об этом вспоминала троюродная сестра О. Петрусенко — К.Н.Ващук-Ващина, активная участница художественной самодеятельности в Севастополе, с 1935 года актриса Днепропетровского оперного театра. Репертуар хора составляли народные песни, отрывки из оперы «Наталка-Полтавка» Н.Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. В годы революции хористы распевали и революционные песни. В Севастополе будущая примадонна разучила и свой первый дуэт — дуэт Недды и Сильвио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Ее партнером был матрос Дима Головин. Спустя годы народный артист, солист Большого театра Дмитрий Данилович Головин вспоминал, что их встреча и знакомство с Оксаной Петрусенко были необычны. Неподалеку от памятника Затопленным кораблям он заметил плывущую девушку, залюбовался ею, и вдруг девушка исчезла… Дмитрий бросился в воду. Как оказалось, она ударилась о камни, поранила ногу и потеряла сознание. Он помог ей прийти в себя. Так они подружились. Оказалось у них общее увлечение — пение.

В то время прибывший в Севастополь Ф.Шаляпин набирал хор из матросов и портовых рабочих для своих концертов в этом городе. Дмитрий был в числе счастливцев. Он и Ксению уговорил пойти к самому Шаляпину на прослушивание. По воспоминаниям самой О. Петрусенко, они пришли в гостиницу, и у самых дверей она настолько оробела перед Великим, что просто убежала…

Как профессионалы, Оксана Петрусенко (сопрано) и Дмитрий Головин (баритон) встретились лет через пятнадцать, в марте 1931 года, на Урале. В Екатеринбургском театре оперы и балета шла «Тоска» Дж. Пуччини. Оксана Андреевна в то время была солисткой этого театра. Партия Тоски была одной из лучших ее партий. Из Москвы по приглашению дирекции театра приехал исполнитель партии начальника тайной полиции Скарпиа Дмитрий Головин. Когда ей сообщили об этом, она воскликнула «Дима!». Это была трогательная встреча и замечательный спектакль…

Покинув Севастополь поздней осенью 1918 года чтобы стать артисткой и зарабатывать на хлеб своим голосом, Ксения Бородавкина возвращалась сюда не раз, но уже Оксаной Петрусенко: в 1923,1926,1936,1938,1939 годах. Известно, что после триумфальных гастролей в Москве в 1936 году она приехала в свой родной город и остановилась на ул. Ленина у своей двоюродной сестры Веры Васильевны Игнатьевой, которая в 1969 году оставила воспоминания о своей знаменитой родственнице. В 1938 году Оксана Петрусенко приезжала в Севастополь на гастроли с Киевским театром оперы и балета. Жила в отеле Интурист.

Гастролировала О.Петрусенко во многих городах СССР. Ее творческие пути пролегли до Средней Азии. В Ашхабаде в мае 1933 года она спела 16 спектаклей, среди которых «Аида» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Русалка» А.Даргомыжского, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. Однако надо отметить, что дорога в оперу для О.Петрусенко была долгой — с 1918 по 1927 годы. Первым городом, который распахнул перед ней двери в оперу, была Казань. В начале сентября 1927 года по всей Казани были расклеены афиши гастролей украинской музыкально-драматической труппы. В них сообщалось, что Оксана Петрусенко будет петь 28 сентября в опере «Наталка-Полтавка» Н.Лысенко. Из соседних городов съехались меломаны, о ней были уже наслышаны. Гай Тагиров, известный театральный деятель Татарстана, вспоминал, что еще летом 1926 года в Астрахани коллектив Татарского государственного академического театра работал в Летнем театре вместе с коллегами из Украины. Тогда-то от выступлений талантливой актрисы Петрусенко у многих остались незабываемые впечатления. 28 сентября 1927 года Казань рукоплескала необъятному по диапазону, сильному и чудесному по тембру голосу Оксаны Петрусенко. Руководство Казанского оперного театра: дирижеры Литвинов, Говоров, режиссер Кальбин предложили ей стать солисткой оперного театра. Сбылась ее мечта.

Оперный репертуар Оксаны Петрусенко огромен. Среди партий западноевропейских композиторов: Джильда и Аида («Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Маргарита («Фауст» Ш.Гуно), Недда («Паяцы» Р.Леонкавалло), Галька («Галька» С. Монюшко), Валентина («Гугеноты» Дж. Мейербера), Тоска и Турандот(«Тоска», «Турандот» Дж.Пуччини), Джульетта,Антония («Сказки Гофмана Ж.Оффенбаха). Партии в операх русских композиторов: Оксана, Татьяна, Лиза, Мария («Черевички»,«Евгений Онегин», «Пиковая дама»,«Мазепа» П.Чайковского), Ярославна ( «Князь Игорь» А.Бородина ), Горислава («Руслан и Людмила» М.Глинки), Наташа ( «Русалка» А.Даргомыжского), Тамара («Демон» А.Рубинштейна), Купава и Милитриса ( «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Н.Римского – Корсакова ), Земфира ( «Алеко» С. Рахманинова).
Среди партий в операх советских композиторов: Волконская и Наташа Рылеева («Декабристы» В.Золотарёва), Наталья («В бурю» Т.Хренникова), Лушка («Поднятая целина» И.Дзержинского). В ее репертуаре были: Сильва в оперетте И. Кальмана «Сильва», София в «Цыганском бароне» Й. Штрауса, Клеретта в «Дочери мадам Анго» Ш. Лекока. В концертах она исполняла арии из опер Р.Вагнера, Дж. Россини, Л.Делиба, Дж. Верди.

Все, кто слушал романсы П.Чайковского в исполнении Оксаны Петрусенко, говорили о неповторимости ее трактовки. Увы, лишь один из его романсов «Я ли в поле да не травушка была» остался на довоенной пробной пластинке. Впрочем, можно лишь сокрушаться по поводу отсутствия записей ее огромного оперного и камерного репертуара. В 1961 году Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила долгоиграющую пластинку «Украинские песни в исполнении Оксаны Петрусенко». В 1973 году вторую пластинку-гигант «Поет Оксана Петрусенко», которая тоже представила исключительно украинский репертуар певицы. Это и послужило поводом для многих считать Оксану Петрусенко лишь исполнительницей украинских народных песен. А она ведь была выдающейся оперной певицей! Ее драгоценный голос звучал в театрах России, им восторгался весь Советский Союз.

Севастополь может по праву гордиться таким Именем в Искусстве, как Оксана Андреевна Петрусенко. На фоне сказанного хотелось выразить пожелание многих севастопольцев: открыть в Севастополе свой оперный театр. Творческие силы для этого в городе имеются. Дело за малым — найти подходящее помещение.
«Оперному театру города-героя Севастополя быть!»

На фотографиях:
1. Ксения Бородавкина в 16 лет. Севастополь
2. Аида
3. Лиза
4. Тоска
5. П.К. Саксаганский
6. Наталка
7. Ярославна
8. Аида (Самара)
9. Кармен
10. Русалка


 

 

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

открыть в новом окне

количество посещений: 1912

 

 
Назад в рубрику Назад в рубрику Предыдущая статья Предыдущая статья   |


ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

 
 

Если прочитанная статья не оставила Вас равнодушным, и Вам есть, что сказать, поделитесь своей точкой зрения, оставьте комментарий.

ФИО:*

 

Город:

 

Вид деятельности:

 
 

Введите код:
(Внимание! Буквы и цифры следует вводить в английском регистре)

   
    *Поле обязательное для заполнения  
Введите свой комментарий:
   

 

количество оставленных комментариев: 1

посмотреть все комментарии