Графская пристань Если Вы севастополец, то где бы Вы ни оказались сегодня, у Вас есть возможность прикоснуться к частице Севастополя — нашему сайту. Станьте нашим соавтором. Расскажите нам о себе, о том, чего Вы добились в жизни. Давайте вместе порассуждаем о судьбах нашего города. Пишите нам!  
 

Главная

Новости

О сайте

Поиск по 

   
 
Рубрики

Military Крым, избранное

Будущее города

Взгляд на проблему

Воспоминание о будущем

Всё о спорте

Геральдика Крыма

Город и экономика

Горячие новости

За Победу!

Исторический экскурс

История

Клуб «Литера»

Краткие сообщения

Крымская война. Раритет

Крымский ренессанс

Мир приключений

Неведомое

О чем говорят

Позиция

Природа и экология

Рекламный вестник

Соотечественники

Студенческий билет

Тайны Крыма

Флот и город

Экология души

Юмор

Фотогалереи

За Победу!

История

Карикатуры

Люди

Природа

Репродукции

Флот

Фото-юмор

Фоторепортаж

Для авторов

Зарегистрироваться

Опубликовать статью

Добавить фотографию

29.08.2009

Экология души

Фотография автора

Минаков Станислав

Поэт, переводчик, прозаик, эссеист, лауреат премий им. Б. Слуцкого и "Народное признание" (Харьков), лауреат сетевого конкурса духовной поэзии (Москва) и конкурса "Культурный герой ХХ1 века" (Киев), победитель конкурса "Русское слово Украины" в номинации "Публицистика" (Киев). Лауреат Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских (Киев-Москва, 2008).

г.Харьков

 

 

К 90-й годовщине мученической кончины протоиерея Николая Стеллецкого

К 90-й годовщине мученической кончины протоиерея Николая Стеллецкого — публициста, профессора богословия Императорского Харьковского университета.

В Кондаке Соловецким Новомученикам и Исповедникам поется: «Христовою любовию распаляеми, мученицы, и Того крест на рамо вземше, понесли есте, божественне претерпевающе лютость мук, в совершеннем смирении…». Это, без сомнения, следует отнести ко всем нашим новомученикам, о коих справедливо сказано: если когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX в., то Русская Православная Церковь станет Церковью Российских Новомучеников. Есть устойчивое впечатление, что уже становится. Хотя прославлены еще не все.
Поразительные слова — «божественне претерпевающе лютость мук» — мы отнесем и к трагической кончине известного в православном мире богослова Николая Стеллецкого, зверски казненного большевиками летом 1919 г.

Лютость мук

Кончина о. Николая связана с критическим моментом Гражданской войны, когда Добровольческая армия А. Деникина выбила из Харькова Советскую власть, а та вывезла из Харькова в Сумы заложников, арестованных в течение мая-июня 1919 г. На заседании Харьковского Совета тогда прозвучали слова главного губернского чекиста П. Кина: «В случае, если буржуазный гад поднимет голову, то прежде всего падут головы заложников».
И головы заложников падали и падали — под рукой командира отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома С. Саенко, «щупленького человечка с подергивающимся лицом маньяка и блестящими белками бегающих глаз». Именно он, малограмотный столяр Саенко, «вписал наиболее жуткие страницы в книгу былей украинского террора».
В харьковской тюрьме одно имя палача Саенко наводило на заключенных мертвенный ужас. Трудно дать хотя бы приблизительную картину его зверств (кое-что описано и тем самым сохранено для потомков). Ограничимся сообщением, что некоторые трупы изувер оставлял в таком виде, что врачи не могли понять, что Саенко с ними делал.
Этот душегуб руководил отрядом, набранным из бандитов, проживавших в Харькове в районе Ивановки (месте, считавшемся рассадником уголовщины). Команда именно что «особого назначения», снискавшая ужасающую славу не только на Украине (их опасался и батька Махно), но и по всей России, уничтожила в сумском эпизоде с заложниками несколько десятков человек, которые еще 2 июля были живы и вынуждены были подписать коллективное письмо на имя А. И. Деникина, которое большевики использовали как инструмент давления.
В сводке от 17 августа 1919 г. о терроре большевиков, которую подготовил Отдел пропаганды особого совещания при Главнокомандующем А. Деникине, сообщается, что осмотр тел заложников-харьковчан, найденных при раскопках могил на высоком холме неподалеку от вокзала в Сумах, выявил, что большинство погибло от сабельных ударов. В том числе было обнаружено 10 бесформенных трупов, с отделенными от тел головами и отрубленными конечностями. Скорее всего, среди этих жертв был и о. Николай Стеллецкий. В некоторых источниках предполагается, что священник казнен в Орле, куда чекисты намеревались доставить заложников. Однако имеются также сведения, что в Орел из 38 заложников доехали 5, причем женщины.
Роман Гуль в книге «Дзержинский» писал потом, что Саенко в результате собственного неистовства «...сошел с ума и товарищи его «шлепнули». Так считали и Солженицын, и Алексей Толстой, и русский историк, журналист и общественный деятель С. П. Мельгунов, высланный из страны в 1922 г. с большой группой научной интеллигенции, автор книги «Красный террор в России: 1918—1923 гг.». Однако проведший архивные исследования харьковский краевед А. Зинухов сообщил в статье «Комендант Саенко» (1994), что персональный пенсионер союзного значения Степан Афанасьевич Саенко скончался 17 августа 1973 г. в Харькове, на 87-м году жизни.
В чем же провиденциальный смысл того, что палачи все же, как правило, живут долгую жизнь? Примеров немало. Может, для совестных мучений, которые поэт назвал «змеи сердечной угрызениями»? Тогда будем полагать, что это и есть для палачей земной ад — как преддверие ада вечного.

Житие отца Николая

Начав с трагической ноты, напомнив о страшных событиях украинского лета девяностолетней давности, мы, отдавая дань благодарной памяти убиенным, обязаны вспомнить и обо всем жизненном пути замечательного иерея, 25-летие хиротонии, пастырской и педагогической деятельности которого 7 декабря 1914 г. отмечал православный люд в Харькове, и это было событие пожалуй что общецерковное, поскольку богословскую известность труды Н. С. Стеллецкого снискали по всей России.
В тут пору о. Николай был протоиереем Антониевской университетской церкви (в советское время в этом здании располагался кинотеатр «Юность», а теперь там — так называемый Украинский культурный центр). Юбиляру после литургии были вручены образ св. Николая Чудотворца и памятный адрес. В службе и чествовании приняли участие архиепископ Антоний Храповицкий, член Государственного Совета профессор-историк Д. И. Багалей, изобильная общественность. К тому моменту о. Николай был уже известным в православии богословом, награжденным Государем в 1908 г. орденом Святой Анны III степени, а в 1912-м — II степени.
А родился Николай Семенович Стеллецкий в 1862 г. под Харьковом, в слободе Мурафа Богодуховского уезда, в семье священника. По окончании Харьковской духовной семинарии закончил Киевскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия, где и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Приняв сан священника, пастырское служение начал в Киевской Набережно-Никольской церкви. Одновременно служил законоучителем в киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-Западная школа».
Защитив в 1983 г. диссертацию магистра, служил в Софийском Соборе Киева.
С 1909 г. избран профессором и заведующим кафедрой богословия Харьковского университета, и одновременно назначен протоиереем Антониевской университетской церкви, а также нес немалую нагрузку как профессор богословия Харьковских Высших женских курсов, Высших женских медицинских курсов, Высших коммерческих курсов Харьковского купеческого общества, председатель Совета Харьковского епархиального женского училища.

О богословских трудах о. Николая Стеллецкого

Доктор богословия с 1914 г., «настоящий труженик науки», за 30 лет пастырской деятельности профессор Н. С. Стеллецкий опубликовал более 40 работ по нравственному богословию, истории Церкви на Украине философии, истории литературы, социально-философским и моральным аспектам культурных и социально-политических течений начала XX ст. духовному образованию.
Итог своих многолетних духовно-ителлектуальных усилий о. Николай подвел в массивном, фундаментальном трехтомнике «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении». I-й том вышел в 1914 г., II-й — в 1916-м, появлению на свет третьего тома помешали события 1917 г.
В течение четверти века о. Николай публиковал свои трактаты как в виде отдельных изданий, так и многократно на страницах журнала «Вера и разум», три десятилетия издававшегося в Харькове, в котором печатались лучшие религиозные мыслители России. В частности, в 1892 г. в этом журнале была опубликована историческая заметка о. Николая о Чудотворном Образе Каплуновской Божией Матери, который сыграл важную роль в Полтавской битве, будучи принесенным по велению Петра I на театр военных действий.
О. Николай оставил современникам и потомкам в наследие и статью о Г. Сковороде («Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода», 1894), и
размышления о важности и духовного наставничества («Протоиерей А. А. Самборский — законоучитель императора Александра I», 1897), и, например, очерк-размышление-обзор 1897-го года «О значении Киева как религиозного центра православной России», в котором есть такие слова: «Киев, послуживший колыбелью для всей российской государственной жизни, сделался вместе с тем и колыбелью православной веры Христовой, стал, по словам митрополита Сильвестра, как бы «нашим русским небом» или, по словам императора Александра Николаевича, «Иерусалимом земли Русской». Там же о. Николай приводит прямо таки одические слова писателя-малоросса Евгения Гребинки (того самого, что в 1831 г. перевел поэму Пушкина «Полтава» на украинский язык; ее опубликовали на украинском языке в Санкт-Петербурге — !!! — в 1836 г.): «Что солнце между планетами, что царь между народом, то Киев между русскими градами. На высокой горе стоит он, опоясан зелеными садами, увенчан золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною; под горою разбежались живые волны Днепра-кормильца. И Киев, и Днепр вместе... Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно, вы не русские».
Золотые слова о русском, о русских ценностях, словно подхваченные поэтом Гребинкой (1812—1842) вослед Гоголю с его птицей-тройкой и монологами Тараса Бульбы, были переброшены протоиереем Стеллецким в ХХ век. И вот прошел еще один век, и нам бы следовало твердить и твердить эти слова, пока они снова не станут сутью жителей Малороссии, то есть пока они не вернут себе понимание, что они не есть результат разработки австро-венгерской контрразведки в XIX в., не наследники карателей СС, не продукт закомплексованных свидомитов, не порождение оранжевых фантазмов, а РУССКИЕ ЛЮДИ.

Кстати, о. Николай написал и статью «Религиозно-нравственное миросозерцание Гоголя» (1902).

В 1911 г. он опубликовал неожиданную статью «Дуэль, ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения», в которой доказывал, что дуэль является остатком языческой старины, а честь не может быть защищаема смертоносным оружием.
Красноречиво говорят о себе названия и таких сочинений богослова: «Современное декадентство и христианство» (1909), «Социализм — его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (1905), «Новейший социализм и христианство» (1912).
В своих трудах о социализме, подтверждая мысль отцев Христианства, что причиной возникновения государства является «греховная испорченность людей, которая делает невозможною общественную жизнь без принудительной силы закона»,
признавая и подробно комментируя причины необходимости серьезнейших социальных реформ в российском обществе, богослов Стеллецкий остается на принципиальных позициях воззрения на коммунизм, считая, что наступило время: «…энергично выступить на борьбу с этим злом, широкою волною залившим наше общество», поскольку очевидна утопичность «действительного равноправия всех людей и во всех отношениях».
Поразительная прозорливость и предостережение (высказанные, впрочем, не лишь одним о. Николаем), которым, увы, русское общество так и не вняло, за что и понесло в ХХ веке тяжкое провиденциальное наказание.
Богословский, жизненный путь, страшная кончина отца Николая Стеллецкого не могут быть стерты как пылинка с лица нашего Отечества. Пусть и спустя почти век, мы должны вслушаться в это послание нашего замечательного земляка.


 

 

открыть в новом окне

количество посещений: 839

 

 
Назад в рубрику Назад в рубрику Предыдущая статья Предыдущая статья   |


ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

 
 

Если прочитанная статья не оставила Вас равнодушным, и Вам есть, что сказать, поделитесь своей точкой зрения, оставьте комментарий.

ФИО:*

 

Город:

 

Вид деятельности:

 
 

Введите код:
(Внимание! Буквы и цифры следует вводить в английском регистре)

   
    *Поле обязательное для заполнения  
Введите свой комментарий:
   

 

количество оставленных комментариев: 12

посмотреть все комментарии